истории Оренбурга – один из главных, старейших и оригинальных архитектурных памятников города. Расположен он в здании, построенном в 1856 году в романтическом стиле «неоготика» (или «псевдоготика») русской эклектики второй половины XIX века. Небольшая по своим размерам архитектурная постройка напоминает средневековую крепость.

Музей истории Оренбурга - один из главных, старейших и оригинальных архитектурных памятников города.

Наружная отделка выполнена из старинного «поливного» (покрытого высококачественной глазурью) кирпича.

Здание было построено во время второго правления Оренбургского генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского (1851-1857 годы). Историограф Оренбурга П.П. писал в XIX веке:

Город обязан Перовскому построением чуть ли не трёх четвертей настоящих зданий: Караван-Сарай, Контрольная палата, Общественное собрание, дом Казённой палаты, казармы – всё построено при Перовском. При Перовском же было обращено серьёзное внимание и на благоустройство города. 

Всё это объяснялось тем, что Василий Алексеевич стремился придать провинциальному Оренбургу облик столичного города. Во время его правления появляются общественные здания и учреждения, строятся каменные дома, входят в моду балы, городские гулянья.

В 1853 году господину министру Внутренних дел поступило отношение генерал-губернатора Оренбурга с просьбой о строительстве для Оренбургского казначейства новой кладовой, поскольку бывшие кладовые, которые размещались в частных домах, пришли в негодность. Это отношение было отправлено в Департамент рассмотрения проектов и смет.

В 1854 году в пояснении к отношению было записано: 

«Долгом считаю присовокупить, что генерал-адъютант не имеет в виду другого источника для покрытия потребной на сие издержки, кроме особого сбора на устройство присутственных мест и тюрем». 

Далее из переписки следует, что Департаменту проектов и смет предлагалось рассмотреть «Проект каменной кладовой с унтер-офицерской гауптвахтой»

Здесь впервые появляется слово – «гауптвахта». Средства на постройку нового здания казначейской кладовой были собраны с горожан по особому сбору «на устройство присутственных мест и тюрем». Участок под новое здание отвели на берегу Урала, рядом с генерал-губернаторским домом. Такова предыстория появления на живописной набережной Урала совсем неподходящего для этого места тюремного здания.

В 1854 году первоначальный проект «Гауптвахты» был отклонён и направлен на доработку для «придания фасаду более приличного вида». Тогда был разработан новый «Проект на строительство каменного архива и денежной кладовой», который и был одобрен в январе 1855 года.

Чертеж каменного архива и денежной кладовой, Оренбург

Чертеж каменного архива и денежной кладовой, Оренбург.

Здание, в котором ныне помещается гауптвахта, при своей постройке предназначалось для генерал-губернаторского архива — но архив покоится в полуразрушающемся здании, а а новое здание отведено под гауптвахту.

Как это случилось? — Очевидно, для гауптвахты нужно было помещение, а архив мог подождать с помещением. Часы на гауптвахте таможенного ведомства и прежде находились на гостинном дворе.

Несколько раз архивная комиссия возбуждала вопрос о передаче ей здания гауптвахты — но, конечно, безрезультатно.

Архивная комиссия образовалась главными образом для разработки богатейшего генерал-губернаторского архива.

П.Н.

“Город Оренбург — материалы к истории и топографии города”, 1908 год

Автор проекта точно не установлен. Иногда в литературе пишут, что автором являлся крепостной Скалочкин. Это неверно – он был только подрядчиком.

Иван Петрович Скалочкин – талантливый крепостной архитектор-самоучка из крестьян графини Кутайсовой, помещицы деревни Вахрушевой Ярославского уезда Ярославской губернии.

На башне были установлены часы «таможенного ведомства», ранее находившиеся на Гостином дворе в Оренбурге.

Строительство здания было закончено в 1856 году, о чём свидетельствует надпись на главном (западном) фасаде.

Гауптвахта (Музей истории Оренбурга. Ул. Набережная, 29). Здание было построено в 1856 году, о чём свидетельствует надпись на главном (западном) фасаде.

Гауптвахта ( истории Оренбурга. Ул. Набережная, 29). Здание было построено в 1856 году, о чём свидетельствует надпись на главном (западном) фасаде.

Здание бывшей гауптвахты было запроектировано и построено в романтическом стиле «неоготика» (или «псевдоготика») русской эклектики второй половины XIX века. Наружная отделка выполнена из старинного «поливного» (покрытого высококачественной глазурью) кирпича.

При генерал-губернаторе А.А. Катенине, управлявшем Оренбургским краем в 1857-1860 годах, здание приспособили под главную гауптвахту. В его западной части разместили караульную службу, в восточной – камеры для заключённых.

Крестный ход. Фото начала ХХ века

Крестный ход. Фото начала ХХ века.

По указу властей в 1930-х годах часы-куранты с башни гауптвахты были перевезены в Самару для строящегося здания окружного Дома офицеров. Лишь в начале 1980-х годов часы-куранты на башне Музея истории города были восстановлены. По инициативе председателя Оренбургского горисполкома Ю.Д. Гаранькина и по чертежам оренбургского часового мастера Николая Степановича Кузнецова на предприятиях города были изготовлены новые маятниковые часы с колокольным боем.

размещалась в здании до конца 1970-х г.г. Много замечательных и выдающихся людей побывало в этом здании. Здесь во время учебы в Чкаловском (с 1956 г. Оренбургском) высшем военном авиационном училище (в 1953-1957 г.г.) неоднократно отбывал наказания будущий первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин.

В 1970-х годах перед главным входом был устроен палисадник с подпорными стенами из плит ракушечника и малыми архитектурными формами в виде металлических шаров с цепями и установлен ставший привычным для горожан памятник А.С. Пушкину (9 ноября 1977 года).

В 1978 году здание гауптвахты было передано Оренбургскому областному краеведческому музею. С этого времени начинается воссоздание этого памятника архитектуры XIX века.

С 1988 года в здании располагается истории города Оренбурга. Экспозиция музея состоит из 8 залов, начиная с древнейшего прошлого и до наших дней.

Любопытно, что историческое место на набережной Урала запечатлено на картине известного дореволюционного художника – академика живописи Лукиана Васильевича Попова «Городской пейзаж», которая хранится в коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

Лукиан Васильевич Попов «Городской пейзаж»

Лукиан Васильевич Попов «Городской пейзаж»

При внимательном рассмотрении картины можно узнать верхнюю часть Гауптвахты, огороженную простым забором из почерневших досок. Справа видна нижняя часть Преображенского собора (не сохранился) с каменной площадкой вокруг него. Закатное солнце мягко освещает краснокирпичное здание Гауптвахты. В светлый колорит картины трагический диссонанс вносит одинокая фигура женщины с чёрным зонтом. Светлое и печальное, радость и горе – всё как в жизни.

Источники:

, , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x