в России появились в 11-12 веках. При Иване Грозном в Москве уже была обособленная Немецкая слобода, где жили ремесленники и торговцы. Оренбургские историки недавно вплотную занялись исследованиями жизни российских немцев.

Усадьба немцев-меннонитов в Оренбургском крае. На снимке двор Иоганна Пеннера

Усадьба немцев-меннонитов в Оренбургском крае. На снимке двор Иоганна Пеннера, слева направо: Генрих Пеннер (сын), Иоганн Пеннер, Иоганн Пеннер (сын, 1900 г.р., позже учитель в Долинске), Аганета Пеннер (дочь, 1892 г.р., позже жена Иоганна Вальде из Клинока), Аганета Пеннер (жена), дети Генриха, Каменец 1913 год.

“На основе архивных материалов удалось выпустить небольшую книгу « Оренбуржья. Прошлое. Настоящее. Будущее»”, – рассказывает Л. Шмидт, председатель общества российских немцев «Возрождение». – “Там дана исчерпывающая информация”.

Но тираж невелик – всего 1 тыс. экземпляров. Поэтому, можно сказать, что до широкого круга читателей информация не дошла. Книгу распространили среди русских немцев области. Каждый населенный пункт получил по несколько сотен, а то и десятков экземпляров. А, между тем, орчане должны знать историю своего города. В которой занимают свою, особую нишу. Так что начнем с экскурса в прошлое.

Массовое переселение немцев в нашу страну, как известно, произошло при Петре I и Екатерине II. В поисках лучшей доли в незнакомую страну потянулись католики, лютеране и меннониты. Казалось бы, немцы – одна, небольшая нация. Но три разных религии, которой придерживаются из поколения в поколения, вплоть до наших дней.

Манифест Екатерины II о приглашении иностранных колонистов на поселение в Россию

11.880. — Июля 22. Манифест. — О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованных им правах.

Мы ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и к коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать Манифест, прошлого 1762 Декабря 4 дня; но как в оном Мы о желающих из иностранных в Империи Нашей селиться, соизволение Наше вкратце объявили; то в пополнение оного повелеваем всем объявить следующее учреждение, которое

Мы наиторжественнейше учреждаем и исполнять повелеваем:
1. Всем иностранным дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех Наших Губерниях.
………
А всего таких способных и угодных к поселению мест, более 70.000 десятин простирается.
4) В Оренбургской Губернии по реке Сакмаре, в сорока верстах от Оренбурга и вниз реки Самары, от оного ж в трехстах верстах до реки Канели, да ниже города Самары, по реке Волге, до устья речки Иргиза, и вверх по Иргизу, к поселению на несколько тысяч семей, весьма плодородные и выгодные земли имеются.

Католики и лютеране стали перебираться в Россию по религиозным мотивам. Сложилась ситуация, что на каких то землях Германии притесняли католиков, на каких то- лютеран. О религиозных войнах знает каждый школьник. же позволяла им исповедовать свою религию без всяких ограничений. Меннониты потянулись в Россию после указа Фридриха II (1774 г.) о ликвидации менонитского землевладения в Германии.

Об особенностях вероисповедания стоит сказать особо. Ведь оно влияло на характер людей и образ жизни. Немецкая нация всегда отличалась строгостью и любовью к порядку. О том, какой образ жизни есть единственно правильный, у представителей разных религий свои представления.

Католическое духовенство имеет право толковать Библию, придерживается обета безбрачия. Для них непререкаемый авторитет – Папа Римский, они считают его наместником Христа на земле. Католики придерживаются общехристианских догматов о Божественной троице и верят в истинность Библии. Но при этом верят и в существование чистилища. Лютеране – последователи Мартина Лютера (1483-1546), который учил, что человек может спасти душу своей личной верой в Бога, без посредничества церкви. Лютеране провозгласили принцип всеобщего священства и равенства всех верующих.

Выступали за упразднение сословия священников, вплоть до папы римского. Земная жизнь – это служение Богу,- утверждают они. – Спасение – не в бегстве от мира, а в земной жизни. Поэтому осуждали безбрачие, монашество католиков. Меннониты принадлежат к одной из старейших ветвей протестантства. Последователи учения Менно Симонса пропагандируют непротивление, осуждают активную борьбу со злом, придерживаются протестантских принципов о всеобщем равенстве.

Разница религиозных убеждений привела к тому, что католики, меннониты и лютеране даже в России селились в разных местах, в соответствии с вероисповеданием. Переселенцев привлекали обширные неосвоенные земли: ведь известно, что эта нация всегда имела склонность к сельскому хозяйству.

В Оренбургской области появились с момента основания нашей губернии. Приезжали католики, лютеране и меннониты. Селились обособленно друг от друга и от представителей других религий, стараясь сохранить самобытную культуру. Массовое переселение в оренбургские степи началось в конце 19 века. Сюда, как правило, перебирались немцы с юга России и Украины. Все они отличались религиозностью, каждый сызмальства отлично знал Библию, соблюдал заповеди. Показательно, что в Оренбургской губернии к 1907 г. насчитывалось 1781 учебное заведение. 24 из них были русско – немецкими.

Свидетельство на немецком языке Елизаветы Унру об окончании 6 класса школы села Кубанка Николаевского менонитского прихода Оренбургской губернии. 30 апреля 1911 года.

Свидетельство на немецком языке Елизаветы Унру об окончании 6 класса школы села Кубанка Николаевского менонитского прихода Оренбургской губернии. 30 апреля 1911 года.

К 1915 г. в нашей области было основано 55 колоний и хуторов немецких католиков и лютеран, 22 колонии и 1 хутор немцев – меннонитов.

Что касается Орска, то сюда переселялись в основном с Украины, Кавказа, Волги, Крыма. Но в город приезжали единицы. В основном немцы оседали в окрестных селах, ближе к земле. Потому что переезжали в основном крестьяне.

В Америку, за океан!

Все иностранные периода первой мировой войны содержались в 410 специальных лагерях, расположенных в глубоком тылу. Были они и в Оренбургской губернии. В Россию попало немало немцев, австрийцев, поляков, венгров, турок. Только на территории Оренбуржья насчитывалось порядка 5 тыс. военнопленных.

Возвращение на родину из Оренбурга, 11.07.1920 год

Возвращение на родину из Оренбурга, 11.07.1920 год

В своем большинстве германским немцам, как и другим военнопленным первой мировой, удалось вернуться на родину только к 1921 г. До этого им приходилось жить и работать здесь, приспосабливаясь к новым условиям. Многие вступали в партию. Порядка 500 бывших военнопленных сражались на стороне красных в период гражданской войны. В Красную армию шли по велению души.

Среди пленников многим были близки коммунистические идеалы. В феврале 1918 г. в Оренбурге даже возник «Легион эмигрантов – коммунистов», который воевал на Орске – Актюбинском фронте. Немцы – интернационалисты принимали участие в обороне Орска против банд Дутова и Колчака.

В первые годы своего правления Советская власть уделяла внимание национальному вопросу. Известно, что в течение 10 лет в стране были созданы 250 национальных районов, и даже 5300 национальных сельсоветов. По этому признаку группировались не только немцы, но и другие народы.

В 30 –х годах 20 столетия в нашей области проживали 14, 1 тыс. немцев. На базе немецких колоний Оренбуржья к 1936 г. были созданы 30 колхозов, ферм и кооперативных хозяйств. Были они и в окрестностях нашего города.

Немецкие деревни в Оренбургской области были объединены в отдельное национальное образование – Кичкасский немецкий подрайон в составе Покровского района.

Немцы, такова уж национальная черта, всегда тяготели к индивидуализму. Их хозяйства, как правило, были крепкими: эти люди трудиться любили и умели. Поэтому советская власть очень многих причисляла к кулакам, лишала избирательных прав. Показательно, что уже в декабре 1929 г. число немецких кулаков по всей России составляло 5% от общего числа.

Заграничный паспорт семьи Крон (Krohn), 1926 год

Заграничный паспорт семьи Крон (Krohn), 1926 год

Насильственная коллективизация, религиозные притеснения, да и нестабильность жизни в целом, влияли на умонастроения. Если сегодня уезжают в Германию, то в те годы выходом из тупика виделась эмиграция в Америку. К примеру, только в 1929 г. из Оренбуржья в Америку выехали 1129 немцев.

Массовые отъезды за океан беспокоили власти. Ведь немцы – старательные работники. Уменьшение их численности приводило к спаду экономики. В том, что уезжают из страны, винили кулаков и вредителей. В этом нет ничего удивительного: в то время во всем именно они оказывались крайними.

Кичкасский район просуществовал вплоть до 1938 года, и был ликвидирован в период усиления репрессий. О выезде за границу пришлось забыть. Многие были расстреляны как «враги народа». В Кичкасском районе было репрессировано порядка 200 немцев.

, , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x