Немцы в России появились в 11-12 веках. При Иване Грозном в Москве уже была обособленная Немецкая слобода, где жили ремесленники и торговцы. Оренбургские историки недавно вплотную занялись исследованиями жизни российских немцев.
Усадьба немцев-меннонитов в Оренбургском крае. На снимке двор Иоганна Пеннера, слева направо: Генрих Пеннер (сын), Иоганн Пеннер, Иоганн Пеннер (сын, 1900 г.р., позже учитель в Долинске), Аганета Пеннер (дочь, 1892 г.р., позже жена Иоганна Вальде из Клинока), Аганета Пеннер (жена), дети Генриха, Каменец 1913 год.
“На основе архивных материалов удалось выпустить небольшую книгу «Немцы Оренбуржья. Прошлое. Настоящее. Будущее»”, – рассказывает Л. Шмидт, председатель общества российских немцев «Возрождение». – “Там дана исчерпывающая информация”.
Но тираж невелик – всего 1 тыс. экземпляров. Поэтому, можно сказать, что до широкого круга читателей информация не дошла. Книгу распространили среди русских немцев области. Каждый населенный пункт получил по несколько сотен, а то и десятков экземпляров. А, между тем, орчане должны знать историю своего города. В которой немцы занимают свою, особую нишу. Так что начнем с экскурса в прошлое.
Массовое переселение немцев в нашу страну, как известно, произошло при Петре I и Екатерине II. В поисках лучшей доли в незнакомую страну потянулись католики, лютеране и меннониты. Казалось бы, немцы – одна, небольшая нация. Но три разных религии, которой придерживаются из поколения в поколения, вплоть до наших дней.
Манифест Екатерины II о приглашении иностранных колонистов на поселение в Россию
11.880. — Июля 22. Манифест. — О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованных им правах.
Мы ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и к коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать Манифест, прошлого 1762 Декабря 4 дня; но как в оном Мы о желающих из иностранных в Империи Нашей селиться, соизволение Наше вкратце объявили; то в пополнение оного повелеваем всем объявить следующее учреждение, которое
Мы наиторжественнейше учреждаем и исполнять повелеваем:
1. Всем иностранным дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех Наших Губерниях.
………
А всего таких способных и угодных к поселению мест, более 70.000 десятин простирается.
4) В Оренбургской Губернии по реке Сакмаре, в сорока верстах от Оренбурга и вниз реки Самары, от оного ж в трехстах верстах до реки Канели, да ниже города Самары, по реке Волге, до устья речки Иргиза, и вверх по Иргизу, к поселению на несколько тысяч семей, весьма плодородные и выгодные земли имеются.
Католики и лютеране стали перебираться в Россию по религиозным мотивам. Сложилась ситуация, что на каких то землях Германии притесняли католиков, на каких то- лютеран. О религиозных войнах знает каждый школьник. Россия же позволяла им исповедовать свою религию без всяких ограничений. Меннониты потянулись в Россию после указа Фридриха II (1774 г.) о ликвидации менонитского землевладения в Германии.
Об особенностях вероисповедания стоит сказать особо. Ведь оно влияло на характер людей и образ жизни. Немецкая нация всегда отличалась строгостью и любовью к порядку. О том, какой образ жизни есть единственно правильный, у представителей разных религий свои представления.
Католическое духовенство имеет право толковать Библию, придерживается обета безбрачия. Для них непререкаемый авторитет – Папа Римский, они считают его наместником Христа на земле. Католики придерживаются общехристианских догматов о Божественной троице и верят в истинность Библии. Но при этом верят и в существование чистилища. Лютеране – последователи Мартина Лютера (1483-1546), который учил, что человек может спасти душу своей личной верой в Бога, без посредничества церкви. Лютеране провозгласили принцип всеобщего священства и равенства всех верующих.
Выступали за упразднение сословия священников, вплоть до папы римского. Земная жизнь – это служение Богу,- утверждают они. – Спасение – не в бегстве от мира, а в земной жизни. Поэтому осуждали безбрачие, монашество католиков. Меннониты принадлежат к одной из старейших ветвей протестантства. Последователи учения Менно Симонса пропагандируют непротивление, осуждают активную борьбу со злом, придерживаются протестантских принципов о всеобщем равенстве.
Разница религиозных убеждений привела к тому, что католики, меннониты и лютеране даже в России селились в разных местах, в соответствии с вероисповеданием. Переселенцев привлекали обширные неосвоенные земли: ведь известно, что эта нация всегда имела склонность к сельскому хозяйству.
В Оренбургской области немцы появились с момента основания нашей губернии. Приезжали католики, лютеране и меннониты. Селились обособленно друг от друга и от представителей других религий, стараясь сохранить самобытную культуру. Массовое переселение в оренбургские степи началось в конце 19 века. Сюда, как правило, перебирались немцы с юга России и Украины. Все они отличались религиозностью, каждый сызмальства отлично знал Библию, соблюдал заповеди. Показательно, что в Оренбургской губернии к 1907 г. насчитывалось 1781 учебное заведение. 24 из них были русско – немецкими.
Свидетельство на немецком языке Елизаветы Унру об окончании 6 класса школы села Кубанка Николаевского менонитского прихода Оренбургской губернии. 30 апреля 1911 года.
К 1915 г. в нашей области было основано 55 колоний и хуторов немецких католиков и лютеран, 22 колонии и 1 хутор немцев – меннонитов.
Что касается Орска, то сюда переселялись немцы в основном с Украины, Кавказа, Волги, Крыма. Но в город приезжали единицы. В основном немцы оседали в окрестных селах, ближе к земле. Потому что переезжали в основном крестьяне.
В Америку, за океан!
Все иностранные военнопленные периода первой мировой войны содержались в 410 специальных лагерях, расположенных в глубоком тылу. Были они и в Оренбургской губернии. В Россию попало немало немцев, австрийцев, поляков, венгров, турок. Только на территории Оренбуржья насчитывалось порядка 5 тыс. военнопленных.
Возвращение на родину из Оренбурга, 11.07.1920 год
В своем большинстве германским немцам, как и другим военнопленным первой мировой, удалось вернуться на родину только к 1921 г. До этого им приходилось жить и работать здесь, приспосабливаясь к новым условиям. Многие вступали в партию. Порядка 500 бывших военнопленных сражались на стороне красных в период гражданской войны. В Красную армию шли по велению души.
Среди пленников многим были близки коммунистические идеалы. В феврале 1918 г. в Оренбурге даже возник «Легион эмигрантов – коммунистов», который воевал на Орске – Актюбинском фронте. Немцы – интернационалисты принимали участие в обороне Орска против банд Дутова и Колчака.
В первые годы своего правления Советская власть уделяла внимание национальному вопросу. Известно, что в течение 10 лет в стране были созданы 250 национальных районов, и даже 5300 национальных сельсоветов. По этому признаку группировались не только немцы, но и другие народы.
В 30 –х годах 20 столетия в нашей области проживали 14, 1 тыс. немцев. На базе немецких колоний Оренбуржья к 1936 г. были созданы 30 колхозов, ферм и кооперативных хозяйств. Были они и в окрестностях нашего города.
Немецкие деревни в Оренбургской области были объединены в отдельное национальное образование – Кичкасский немецкий подрайон в составе Покровского района.
Немцы, такова уж национальная черта, всегда тяготели к индивидуализму. Их хозяйства, как правило, были крепкими: эти люди трудиться любили и умели. Поэтому советская власть очень многих причисляла к кулакам, лишала избирательных прав. Показательно, что уже в декабре 1929 г. число немецких кулаков по всей России составляло 5% от общего числа.
Заграничный паспорт семьи Крон (Krohn), 1926 год
Насильственная коллективизация, религиозные притеснения, да и нестабильность жизни в целом, влияли на умонастроения. Если сегодня немцы уезжают в Германию, то в те годы выходом из тупика виделась эмиграция в Америку. К примеру, только в 1929 г. из Оренбуржья в Америку выехали 1129 немцев.
Массовые отъезды за океан беспокоили власти. Ведь немцы – старательные работники. Уменьшение их численности приводило к спаду экономики. В том, что немцы уезжают из страны, винили кулаков и вредителей. В этом нет ничего удивительного: в то время во всем именно они оказывались крайними.
Кичкасский район просуществовал вплоть до 1938 года, и был ликвидирован в период усиления репрессий. О выезде за границу пришлось забыть. Многие были расстреляны как «враги народа». В Кичкасском районе было репрессировано порядка 200 немцев.